Поиски Национальной Идеи (НИ) продолжаются и очередная волна “собирания земель” на подъеме. Как и рейтинг первого лица. Если бы я преподавал в школе и мог бы задать писать сочинение, то я бы дал такую теме – “Стратегия развития РФ и НИ”. И сам с удовольствием написал такое сочинение от лица человека, который имеет детей, внуков и работает в сфере образования.

 

Стратегия Развития РФ  как Национальная Идея

     Если начинать с конца, как бывает в некоторых фильмах, то НИ такая:

Главное - ДЕТИ!

     Всем народам хочется жить хорошо и понятие "Золотой Миллиард" (ЗМ) реальность, а не выдумки. Но если посмотреть на население стран, входящих в ЗМ, то можно увидеть, что пропуск в ЗМ только один – культура и образованность населения, а не природные богатства страны. Редкие исключения – Арабские Эмираты и т.д., только подтверждают правило. Япония, как и многие другие страны, входящие в ЗМ, не имеет природных ресурсов, а уровень жизни очень высокий.

     У любого государства есть всего два ресурса: сырьевой и человеческий. Все остальные ресурсы - производные от этих двух. Т.е. все, что в любой стране создается, - это в первую очередь результаты человеческой деятельности. Какой из двух ресурсов проваливается в системе нашего государства: сырьевой или человеческий? С сырьем проблем пока нет.  А вот качество человеческого ресурса оставляет желать лучшего.

     Но вот что следует понимать четко - все, что производится и создается в любой стране, делается головами и руками людей. Наша страна такая, какой ее сделали наши родители, а будет такой, какой сделаем ее мы. Достичь высокого уровня культуры и образования всего населения страны очень трудно, может быть даже не реально, т.к. придётся иметь дело с человеком старше 18 лет. Поэтому только дети могут быть объектами достижения НИ!

     Конечно, детей воспитывают родители, которые сами были детьми, и тут трудно что-то изменить, т.е. перевоспитать или научить родителей. Но ведь дети проводят в детсаду и школе большее время, чем с родителями! А поскольку это в основном государственные заведения, то государство имеет огромные возможности для претворения в жизнь НИ!

     Конвейер производящий человеческий ресурс - это система образования, воспитания. Поэтому слабое звено на сегодняшний день в системе нашего государства - это система образования. Суть стратегии в том, чтобы все силы направить в одно место, а не распылять их. Один из критериев оценки стратегии страны - она усиливает слабое звено. Именно поэтому первоочередной задачей, с точки зрения стратегии страны, является изменение системы воспитания и образования.

     А это значит изменение образа мыслей и у родителей, и у педагогов: в детсадах, школах и ВУЗах. А в идеале наполнить СМИ принципиально другой информацией. Тогда есть шанс, что следующее поколение воспитается другим. Наши дети в свою очередь, если не сменят приоритет, воспитают еще более мощное поколение. В таком случае рост страны будет рывковый.

     Причем, вопрос не только в деньгах на образование, а в правильном их использовании. Нет смысла покупать технику в школы, если она потом почти там не используется. Причины не использования могут быть самые разные, но без обратной связи от школ такие поставки не имеют смысла. Если перечислить основные причины этого неиспользования, то, на мой взгляд, они такие:

    1. Недостаточная ИКТ компетентность педагогов
    2. Недостаток качественного контента, который прост в использовании и соответствует ФГОС
    3. Недостаточные стимулы педагогам в преодолении п.1 и п.2.
    4. Недостаточные выделения государством ресурсов на преодоление п.1-п.2 и поддержку поставляемых в образование программных и аппаратных средств.
    5. Отсутствие в педуниверситетах глубокого изучения IT технологий.
    6. Поставки в образование импортных технических средств обучения без качественной поддержки в РФ.

     Отдельно надо упомянуть о дополнительном образовании, которое также призвано служить НИ. Ведь дети разные и увлечения у них разные, особенно в 21 веке. Кружки по лепке, танцам и спортивные секции есть почти везде и в основном бесплатные, а вот дополнительное образование в более инновационных областях – робототехника, 3D принтеры, программирование и т.д., есть далеко не везде и в основном платное. Увлечь этими новыми занятиями очень легко, а ведь за этим потянутся и предметы, обязательные для изучения в школе.

     Дети вне школы окружены гаджетами, им очень это нравмится, а в школе многое осталось по-прежнему и интерес к обучению падает уже даже в младших классах.

     На пути достижения НИ много проблем. Как я вижу эти проблемы и пути их решения:

    1. Конкретизировать государственную программу РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы в соответствующих разделах.
    2. Постараться локализовать производство учебного оборудования и контента в РФ, т.е. импортозамещение!
    3. Создать рабочие места в образовании (основном и дополнительном) для преподавания инновационных направлений.
    4. Открыть в ВУЗах соответствующие направления для подготовки педагогов для п.3.
    5. Мотивировать  вендоров поставляемого оборудования проводить обучение и сертификацию пользователей. При выполнении п.2 это может быть легко сделано.

     Мониторинг достижений в воплощении НИ очень сложный процесс, но появились различные методики и технические средства.

     Например, есть всем известные выводы нейропедагогов о том, что если у ребенка все получается в учебе, то ему нравится учиться! Главное не перегрузить ребенка новой информацией, а то на каком-то этапе, перестав понимать учителя и тему, ребенок может испытать нелюбовь к предмету. Настоящие педагоги умеют увлечь ученика и тонко чувствуют ту грань, за которой идет непонимание. Но если детей в группе много, то, как узнать степень понимания каждым учеником? Причем ученик искренне может заблуждаться и не подозревать о своем непонимании, как и часть стеснительных учеников, могут не задать вопрос учителю. Тут на помощь педагогу приходят системы тестирования с конкретным ответом. Т.е. ученику предлагается не просто варианты ответов, и он может угадать правильный ответ, а ему предлагается дать самому правильный ответ. В этом случае неправильные ответы от учеников покажут учителю индивидуальные заблуждения учеников.

     Если не сделать упор на детей через родителей и педагогов, то тенденция, которая есть на сегодня, останется минусовой, да еще и ускорится. Причем во всех сферах деятельности государства.

     Закончу тем же самым - стратегия РОССИИ - "Главное - дети".